Отчёт о велопоходе 1 к.с. по Норвегии и Мурманской области. Июль 2017 г.

6-12-2018 в Без рубрики, Норвегия, Россия

Отчёт о велопоходе 1 к.с. по Норвегии и Мурманской области. Июль 2017 г.

 

 

Спортивный велопоход 1 к.с. был совершён с 18 по 28 июля 2017 года группой туристов Калининградской федерации спортивного туризма.

 

 

 

 

Нитка маршрута:

 

Киркенес — Тарнет — Гренсе Якобсельв — Тарнет — погранпереход Стурскуг Борисоглебский — Никель — Кольская сверхглубокая скважина (СГС) — Заполярный — Луостари — Печенга — Лиинахамари — п-ов Немецкий — Лиинахамари — Печенга — «Немецкая дорога» — хр. Мустатунтури — западное побережье п-ова Средний — Озерко — западное побережье п-ова Рыбачий — мыс Немецкий — Вайда-Губа — Озерко — восточное побережье п-ова Средний — Титовка — Мурманск

 

 

 

 

велопоход 1 категории сложности по Норвегии и Кольскому полуострову

Схема маршрута

 

трек маршрута: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=gorrewmnpvjgnwif

 

 

Протяженность активной части маршрута — 575 км.

Из них:

Асфальт — 307,5 км

Грунтовки хорошего качества — 20 км

Грунтовки среднего и плохого качества — 241,5 км

Бездорожье — 6 км

Общая продолжительность похода — 11 дней

Количество ходовых дней — 9

 

 

 Определяющие препятствия маршрута

Хребет Мустатунтури — отделяет полуостров Средний от материка. Максимальная высота 262 м.

 

Состав группы

п/п

Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе Велосипед
1 Карчевский Константин Николаевич 1966 1 кс вело рук. Руководитель, штурман, фотограф, повар, летописец Giant Roam 3, 28′

3х8 Alivio

2 Карчевский Михаил Константинович 2003 1 кс вело уч. Метеоролог, видеооператор, механик Giant Terrago 3, 26′

3×9 Deore

 

 

Подготовка к походу

За месяц до поездки был проведен велопоход 1 к.с. по Калининградской области с проверкой готовности группы и тестирования туристического снаряжения к предстоящему походу, проведен анализ отчетов (пеших и велосипедных) туристических групп по интересующей нас местности.

 

 

Достопримечательности и интересные объекты на маршруте

Гренсе Якобсельв — небольшая деревня на крайнем северо-востоке Норвегии, у границы с Россией. Считается самой дальней точкой континентальной Норвегии. Здесь есть небольшая каменная часовня, построенная в 1869 году, называемая часовней короля Оскара II.
Кольская сверхглубокая скважина — самая глубокая (12262 м) скважина в мире, пробуренная для изучения строения земной коры в 1970 — 1990 годы.
Мыс Немецкий — находится на северо-западе п-ова Рыбачий, самая северная континентальная часть европейской России.
Долина Славы — мемориальный комплекс, посвящённый погибшим в боях на Кольском полуострове во время Великой Отечественной войны.
В районе прохождения маршрута во время Великой Отечественной войны проходила линия фронта. Поэтому здесь повсюду встречаются следы былых боёв, находится множество памятников и мемориалов, посвящённых тем далёким событиям.

 

 

Цели и общая характеристика маршрута

Спортивная цель похода — прохождение спортивного категорийного маршрута, поскольку до этого участники имели опыт лишь «матрасных» туристических велопоходов. Получение спортивного опыта даст участникам возможность испытать себя в походах с более высокими категориями сложности.
Историко-познавательная — возможность побывать за полярным кругом, побывать в местах воинской славы советской армии.
Маршрут проходил по довольно пересечённой, временами безлюдной местности. Отсутствие на части пути каких бы то ни было торговых точек обусловило необходимость везти с собой весь набор продуктов для прохождения автономного участка.

 

 

Варианты подъезда и отъезда

Попасть в Мурманск из Калининграда можно железной дорогой или самолётом через Санкт-Петербург или Москву, либо автомобилем. Мы выбрали последний вариант и приехали в Мурманск на машине, прихватив с собой наши велосипеды. Из Мурманска уже довольно просто добраться до Норвегии с помощью микроавтобусов, ежедневно отправляющихся в Киркенес. Необходимо лишь заранее договориться с перевозчиком о том, чтобы на линию поставили микроавтобус, у которого имеется багажное отделение достаточной вместимости для погрузки велосипедов. Как вариант можно рассмотреть вариант заброски в Киркенес из Мурманска и на велосипеде.

 

 

Аварийные выходы с маршрута

Аварийных ситуаций на маршруте не было. Но в данном районе, особенно на полуостровах Средний и Рыбачий, абсолютно необходимо предусматривать возможность схода с маршрута, поскольку на них отсутствует какое бы то ни было транспортное сообщение. Точки выхода с маршрута есть в городах Никель, Заполярный, Печенга и посёлке Титовка. Через них проходит автотрасса «Кола», курсирует общественный и частный транспорт. На Среднем и Рыбачьем, в случае непредвиденных обстоятельств, придётся рассчитывать лишь на собственные силы и помощь других туристов.

 

 

Изменения маршрута и их причины

В маршрут было внесено несколько изменений. В Норвегии, от Гренсе Якобсельв до пограничного пункта пропуска с Россией изначально планировалось ехать вдоль реки Ворьема. Но при общении с норвежскими пограничниками и местными жителями выяснилось, что обозначенная на карте грунтовка представляет собой дорогу для вездеходов норвежских пограничных патрулей. Проехать по ней можно, но не на велосипеде. Поэтому было принято решение ехать к погранпереходу по той же 886-й дороге, по которой мы приехали из Киркенеса. На Рыбачьем было принято решение не ехать вдоль периметра восточной и южной частей полуострова от Вайда-губы до Озерка, поскольку, оценив состояние дорог и скорость передвижения, мы решили, что отведённого нами времени на поход будет недостаточно для возвращения в конечную точку в запланированное время. Поэтому от Вайда-губы мы двинулись сразу в Озерко. Финальная часть маршрута была также сокращена из-за технических проблем с велосипедом руководителя похода. Боязнь поломки вдали от цивилизации на сложных грунтовках вынудила группу вернуться из Титовки в Мурманск по автотрассе «Кола».

 

 

График движения фактический

15.07.17 Калининград — Мурманск автомобиль
18.07.17 Мурманск — Киркенес автобус
18.07.17 1 Киркенес — Гренсе Якобсельв 80 велосипед
18.07.17 1 Гренсе Якобсельв — оз. Холмватнет велосипед
19.07.17 2 оз. Холмватнет — п/п Борисоглебский 113 велосипед
19.07.17 2 п/п Борисоглебский — Никель велосипед
19.07.17 2 Никель — Кольская сверхглубокая скважина велосипед
19.07.17 2 Кольская сверхглубокая — Заполярный велосипед
20.07.17 3 Заполярный днёвка
21.07.17 4 Заполярный днёвка
22.07.17 5 Заполярный — Лиинахамари 90 велосипед
22.07.17 5 Лиинахамари — п-ов Немецкий велосипед
22.07.17 5 п-ов Немецкий — Печенга велосипед
23.07.17 6 Немецкая дорога 26 велосипед
24.07.17 7 Немецкая дорога — хр. Мустатунтури 46 велосипед
24.07.17 7 хр. Мустатунтури — Пуманки велосипед
25.07.17 8 Пуманки — Вайда-губа 44 велосипед
26.07.17 9 Вайда-губа — Титовка 75 велосипед
27.07.17 10 Титовка — река Ура 55 велосипед
28.07.17 11 река Ура — Мурманск 46 велосипед
28.07.17 Мурманск — Калининград авто

 

Итого активными способами передвижения:

— 613 км (по GPS треку)

— 575 км (по велокомпьютеру руководителя).

 

 

 

 

Описание прохождения маршрута

 

18 июля 2017
В 06-30 утра выехали на автобусе в Киркенес. Границу прошли без проблем. Вещи не смотрели, хотя нас предупреждали, что норвежцы могут устроить тотальный шмон и отобрать запрещённые к ввозу в Евросоюз продукты, вплоть до бутербродов с колбасой. Спросили у норвежского пограничника, можно ли ехать вдоль самой границы. Нам объяснили, что никаких запретов приближаться к границе нет. В непосредственной близости от неё разрешён вылов рыбы, сбор грибов и даже установка палаток. Только не нужно пытаться её пересекать в неположенном месте. Дорога вдоль границы есть, но ехать по ней нам не советовали, очень уж она не подходящая для велосипедов. Около полудня выдвинулись из Киркенеса по 886-й дороге в сторону Гренсе Якобсельв. Первые 50 км — асфальт не лучшего качества для Европы. Дорога идёт то вверх, то вниз. Уклоны до 8-9 %. Протяжённость спусков и подъёмов до 1,5 — 2 км. Ветра нет, светит солнце и довольно жарко, примерно 21-22 градуса, хотя порой всё затягивает тучами и идёт кратковременный дождь. За 10 км до Гренсе Якобсельв начинается грунтовка (песок и гравий), но рельеф выравнивается. Едем вдоль реки Ворьема, по которой проходит государственная граница Норвегии и России. Периодически видим пограничные столбы, как норвежские, так и наши, стоящие на другом берегу реки. Периодически видим местных рыбаков, бродящих со спиннингом вдоль берега. С нашей стороны подход к реке запрещен. Сфотографировали кирху короля Оскара II и поехали к берегу Баренцева моря. Место здесь популярное, всё же это самая северо-восточная точка Норвегии, да и к тому же рядом граница России, поэтому на небольшой стоянке возле берега всё забито машинами с номерами разных стран Евросоюза. Перекусили всухомятку, поскольку заморачиваться с горелкой не было желания. Вода в море ледяная, мгновенно сводит ступни. Купаться не стали. Провели здесь примерно час и поехали искать место для ночлега. По плану на дорогу вдоль самой границы мы отвели целый день. Но, вспомнив слова пограничника, мы решили, что 60 км за один день можем и не одолеть, если дорога и впрямь будет никудышная. Поэтому едем обратно по асфальту. Еще по дороге из Киркенеса мы присмотрели пару мест, где есть вода и более или менее ровная площадка для лагеря. Вот на одной из таких площадок на берегу озера мы и встали. Пока обустраивали лагерь, мимо проехали на открытом внедорожнике норвежские пограничники. Помахали нам рукой и что-то прокричали приветственное. Воду из озера брать не стали, сходили к ручью метрах в 150 от стоянки. Воздух был совсем неподвижен, ощутимо парило. Поужинали. Легли спать около 23-00 (в походе мы жили по нашему калининградскому времени, отстающему от московского на час). На улице непривычно светло. В палатке жарко, спим поверх спальников.

 

Дневной пробег 80 км.

ССД — 13 км/ч

Асфальт — 60 км

Грунтовка хорошего качества — 20 км

 

Киркенес. Сборка велосипедов перед стартом.

 

Киркенес. Центральная площадь.

 

Дорога № 886.

 

О том, что ты находишься в приграничной зоне, кроме таких вот щитов не говорит ничего.

 

Нет ни колючей проволоки, ни пограничников с собаками. Лишь редкие пограничные столбы вдоль обочины дороги.

 

Жёлтый норвежский пограничный столб, наверное, изредка перебрасывается парой слов со своим русским зелено-красным собратом, скучающим на противоположном берегу Ворьемы. Со стороны Норвегии любому разрешено спускаться к воде и даже ловить в реке рыбу. Запрещено лишь бросать камни и другие предметы в сторону российской территории… Блесна и муха под запрет не подпадают.

 

Часовня в честь короля Оскара II в Гренсе Якобсельв.

 

Вода в здесь очень холодная даже для привыкших к Балтике калининградцев.

 

Наша первая ночёвка на маршруте. В Скандинавии существует специальный закон, гласящий, что любой имеет право пользоваться дарами природы (по-норвежски он звучит Allemannsretten). Нужно лишь стараться ей не навредить. Поэтому дикий кемпинг в Норвегии, Швеции и Финляндии — обычное дело даже в национальных парках.

 

 

 

 

19 июля 2017
Ночью погода поменялась. Прошёл дождь, ощутимо похолодало. Небо затянуто тучами. В следующий раз солнце мы увидим лишь через несколько дней. Хорошо, что хотя бы ветра нет. Выехали в 9 утра. До границы примерно 25 км. Решаем, если всё пойдёт хорошо, попытаться доехать до Заполярного. На погранпереходе множество туристов, фотографирующихся на фоне российской границы. В сувенирном магазинчике (оплату принимают только наличными, поэтому даже магнит нам не удалось приобрести на память), хозяин подтвердил, что та самая дорога вдоль границы, по которой мы не поехали, представляет собой нечто вроде гати. Местами она выложена брёвнами, и ехать по ней можно лишь на вездеходах. Тем более, что весна в этом году поздняя, и в тундре много воды. На наш вопрос «можно ли всё же одолеть её на велосипеде» он ответил, что безусловно можно. Просто велосипед нужно будет вести рядом с собой. Итак, пробыв в Норвегии чуть больше суток, мы вновь оказываемся в России. Наши пограничники спросили, сколько времени потребуется нам, что проехать через запретную зону до поста проверки паспортов (это километров 18-19 от погранперехода). Сказали, что если нас долго не будет, то будут нас разыскивать. Мы решили не играть в преступников, и через час с небольшим, отметившись на посту, свернули с трассы «Кола» вправо на Никель. Асфальт стал значительно хуже. Вскоре на противоположном берегу озера Куэтсъярви показались дымящиеся трубы горно-обогатительного комбината «Печенганикель». Распросив местных жителей на предмет «где тут вкусно кормят», останавливаемся у кафе «Берлога». Пока паркуем велосипеды, знакомимся с местным жителем Алексеем, тоже велосипедистом. Выпив по чашке кофе с нашим новым знакомым, узнаём у него дорогу до Кольской СГС, затем обмениваемся телефонами и делаем несколько фото на память. Тепло попрощавшись с Алексеем, в 14-30 выезжаем из Никеля по так называемой «угольной» дороге, мимо комбината. Дальше начался ад, закончившийся лишь на следующий день, в Заполярном. Если вкратце, то, во-первых, поднялся ветер, и периодически шёл дождь; во-вторых, дорога по большей части шла вверх, уклоны достигали 12-15%; в-третьих, грунтовка, идущая к скважине, засыпана мелкой крошкой чёрного цвета из отвалов породы, из которой извлекают никель; лужи, брызги, грязь мгновенно привели к тому, все сумки и сами велосипеды покрылись чёрной грязью; в-четвёртых, местами дорога была засыпана крупным речным песком толщиной 10-15 см, в котором колёса вязли и скорость падала до 3-5 км/ч; ну и в-пятых, температура воздуха была + 12-13. По схеме, нарисованной для нас Алексеем, мы без труда нашли поворот на скважину. Спрятали велосипеды за камнями метрах в 600 от поворота, и пошли к скважине пешком, потому как на нагруженных велосипедах ехать по убитой внедорожниками дороге не было никакого смысла. Гордость советской геологии, Кольская сверхглубокая скважина в настоящее время представляет собой несколько полуразрушенных зданий. Даже в таком состоянии можно представить, что это был весьма внушительный объект. К сожалению, как это часто бывает, мы не умеем сохранять своё прошлое, которым могли бы гордиться даже будущие поколения. Часа через полтора мы вернулись к велосипедам и покатили дальше в сторону Заполярного. Через какое-то время, поплутав среди отвалов, мы подъехали к какому-то шлагбауму. Из будки вышел охранник и сообщил, что мы находимся на частной охраняемой территории и проезд через неё закрыт. Чтобы попасть в Заполярный нам нужно ехать обратно и выезжать на дорогу Никель — Заполярный. Где находится поворот на эту дорогу, охранники представляли плохо. Никакие уговоры, звонки начальству и прочие действия эффекта не возымели, и мы повернули обратно. Было уже начало 9-го вечера. По нашим прикидкам, вместо 4-5 км, которые отделяли нас от Заполярного, нам предстояло проехать минимум 25-30. И вновь грязь, песок, дождь, вверх-вниз. В конце концов мы нашли поворот и добрались до асфальта. Лишь в три часа ночи нам с большим трудом удалось заселиться в единственную в Заполярном гостиницу «Печенга». В связи с проведением на комбинате какой-то конференции, все номера были заняты, и нас заселили с условием, что мы освободим номер не позже 14-00.

 

Дневной пробег 113 км

ССД 12 км/ч

Асфальт 85 км

Грунтовка среднего и плохого качества 28 км

 

Нам налево, к погранпереходу.

 

Трубы комбината в Никеле.

 

На выезде из Никеля в сторону Кольской СГС.

 

По дороге к Кольской сверхглубокой скважине.

 

Иногда дорога настолько плоха, а уклон велик, что приходится идти пешком.

 

кольская сверхглубокая скважина

Корпуса Кольской сверхглубокой.

 

От комплекса скважины остались лишь руины.

 

Внутри зданий повсюду следы былой деятельности.

 

Поразительно, но даже металлолом отсюда не вывезли.

 

Заполярный где-то там, за этими отвалами. Так близко… И так далеко, как потом выяснится…

 

 

20-21 июля 2017
Выспались, пообедали в ресторане при гостинице, погрузились и уже собрались выезжать, как вдруг при финальном осмотре велосипедов перед стартом обнаружилось, что на заднем колесе велосипеда руководителя похода лопнула спица, а несколько соседних сильно ослабли. Впереди нас ждал самый трудный участок маршрута, автономка почти на неделю, и нужно было привести велосипед в рабочее состояние. Смысла ремонтировать колеса мы не видели, поэтому было решено его заменить. Но для этого нужно было ехать в Мурманск, поскольку ни в Никеле, ни в Заполярном найти колесо в сборе нам не удалось.

И здесь нам неоценимую помощь оказал наш новый знакомый Алексей. Мало того, что он договорился со своим другом Дмитрием о том, чтобы мы пожили у него, так ещё и на следующий день отвёз нас вместе с велосипедом в Мурманск. Там мы потратили уйму времени на поиски колеса. Колесо в сборе найти не получилось, поэтому пришлось в разных местах покупать обод, втулку и спицы и собирать колесо. Заняло это почти весь день. Но, несмотря на то, что мы выбились из графика на один день, угроза отмены похода миновала.

 

 

22 июля 2017
Прощаемся с Дмитрием, нашим гостеприимным хозяином, и в 9 утра выезжаем из Заполярного в сторону Печенги. Довольно прохладно, но дождя нет. По дороге заезжаем в Трифонов-Печенгский монастырь. В Печенге договариваемся в общежитии, что там покараулили наши вещи, уже без тяжелых сумок едем в Лиинахамари. Это закрытый город, и, чтобы туда попасть, нужно заранее оформить пропуск. Я договорился, чтобы наш пропуск передали из Мурманского управления ФСБ сразу на этот КПП. Пропуск долго ищут, но вот всё в порядке, у нас проверили паспорта, сверили данные с пропуском, и мы катим в гору в направлении Лиинахамари. Не побывать в Лиинахамари, находясь возле него, было бы неправильно. Тем более, здесь есть на что посмотреть. В городе есть несколько старых, ещё финских, зданий. Работает хозяйство по разведению лосося. Но главные достопримечательности — остатки береговой батареи — находятся на полуострове Немецкий. Вот туда-то, по совершенно убитой каменистой дороге, проложенной ещё немцами во время Великой отечественной войны, мы и едем. Карабкаемся в гору, а после перевала спускаемся по тому, что когда-то было дорогой, а сейчас представляет нечто среднее между осыпью и каменной лестницей. Выезжаем на берег Баренцева моря. Там стоит лагерем группа автотуристов из Москвы. Перекусываем бутербродами, отдыхаем, и едем назад. Магазин в Печенге работает до 20-00, а нам нужно успеть забрать там хлеб, который мы купили ещё днём. В Печенге мы оказываемся в начале седьмого вечера. Готовим ужин, отдыхаем, и неспешно выдвигаемся к броду через реку Печенга, что попасть на так называемую «Немецкую» или «Пороваарскую» дорогу. Дорогу эту, протяженностью примерно 45 км, немцы построили в 1942-1943 годах для снабжения своих войск, находящихся на хребте Мустатунтури, боеприпасами и продовольствием. Чтобы попасть на Немецкую дорогу, нужно пересечь военный полигон и стрельбище. Переходить реку возможно лишь по низкой воде, во время отлива. Мы заранее посмотрели график приливов и отливов для этих мест, и подъехали к броду в самом начале прилива, примерно в 22-30. Переправа заняла минут 15. Воды было чуть выше колена. На удивление, была она не такой холодной, как мы ожидали. Сразу же за переправой началась песчаная дорога с большим количеством луж, некоторые из которых мы обходили через лес. Дорога шла вдоль реки, поэтому перепадов высот почти не наблюдалось. Через несколько километров река осталась слева по ходу, а дорога постепенно начала подниматься вверх. Мы пересекли несколько крупных ручьёв, каждый раз приходилось разуваться. Здесь нам пригодились сандалии, которые мы надевали, чтобы не поранить ноги о камни в воде. Потом сандалии вешали на сумки, где они подсыхали до следующего брода. Перед одной из очередных переправ обнаружилось, что одна сандалия руководителя похода отсутствует. Пришлось идти назад на её поиски. Итогом стала пешеходная прогулка длиной 8 км и потеря полутора часов. Лагерем встали только в 4 часа утра, на поляне по правой стороне дороги. Воду набрали в ближайшем ручье.

 

Дневной пробег 90 км

ССД 11 км/ч

Асфальт — 60 км

Грунтовка среднего ткачества — 20 км

Камни — 2 км

Песчаная дорога — 8 км

 

Трифонов-Печенгский монастырь в Луостари.

 

На въезде в Печенгу.

 

Комсомолец Заполярья. Танк Т-34-85.

 

Кладбище, где похоронены солдаты вермахта, погибшие в Заполярье. Как известно, в основном здесь воевали австрийские горно-егерские части.

 

На въезде в Лиинахамари.

 

Памятник морякам Северного флота в Лиинахамари.

 

В Лиинахамари мы встретили Олега, который также увлекается велосипедом. На память об этой встрече осталось это фото и пара ценных советов о том, как лучше доехать до полуострова Немецкий. На заднем плане можно рассмотреть портрет товарища Крупского, который регулярно подновляют, и с которым, с Ильичом то есть, мы стараемся фотографироваться при любом удобном случае.

 

Дорога на полуостров Немецкий.

 

В одном месте дорога затоплена водой и обходить этот участок нужно через лес по берегу.

 

Остатки мостика сейчас выглядят грудой камней.

 

Иногда дорога проходит прямо по кромке озёр.

 

Даже без велосумок быстро ехать по такой дороге не получится.

 

Жаль, у нас было мало времени, чтобы вдоволь насладиться этой красотой.

 

На некоторых участках дорога представляет собой просто груду камней…

 

… по которым и пешком-то идти проблематично…

 

Но за то все водные преграды мы обошли по берегу. Разуваться ни разу не пришлось.

 

Дорога к полуострову Немецкий была проложена с учётом особенностей рельефа и до сих пор, спустя семьдесят с лишним лет, выполняет свою функцию.

 

Батарею береговой артиллерии немцам так и не удалось достроить.

 

Немецкий ДОТ над Лиинахамари.

 

Переправа через реку Печенгу. Нужно дождаться отлива, и тогда вода будет… Ну, в общем, ниже пояса…

1кс_Карчевский Кольский полуостров 2017

 

Несколько километров после брода дорога идёт по долине Печенги. Часто попадались большие лужи, но нам удалось их обойти не разуваясь.

 

Первая ночь на Немецкой дороге.

 

 

23 июля 2017
Встали поздно, в 11-30 утра. Выехали в начале второго. Сегодня у нас было запланировано рандеву на Немецкой дороге с Алексеем из Никеля. Он со своим приятелем Иваном выехали нам навстречу из Титовки, планируя вечером добраться до брода через Печенгу. Вскоре начались спуски и подъёмы, а дорога превратилась из грунтовки в профилированную дорогу, сложенную из камней, ехать по которой даже вниз быстро не получается, т.к. всё время боишься, что от страшной тряски у тебя что-нибудь отвалится или сломается. Можно сказать, что с этого момента и до выезда на асфальт у Титовки, езда представляет собой испытание техники на прочность. Зато пейзажи вокруг были потрясающими. Дорога идеально вписана в ландшафт, и с эстетической точки зрения ехать по ней одно удовольствие. Вскоре нам навстречу стали попадаться автотуристы, едущие со стороны Рыбачьего. Проехать по Немецкой дороге можно не на любом внедорожнике, поэтому машины встречались весьма подготовленные. Было довольно прохладно, +10, периодически накрапывал мелкий дождь. Чтобы согреться и подкрепиться, заварили чаю, поели. Примерно в 17 часов увидели двух велосипедистов, едущих нам навстречу. Это были Алексей и Иван. Поболтали с ними, сфотографировались на память, и разъехались каждый в свою строну. Им нужно было успеть до прилива, нас ждал перевал Мустатунтури, неподалеку от которого мы планировали заночевать. Вскоре спустился туман, температура упала до +5. Стало по-настоящему холодно. Примерно в 21-00 мы доехали до развилки дорог, и решили, что это поворот с Немецкой дороги на Титовку. Справа от дороги нашли относительно ровную площадку, разбили лагерь, сходили за водой к ручью метрах в 200 от стоянки и сварганили ужин с таким расчётом, чтобы осталось и на завтрак. В дальнейшем мы так и поступали: варили сразу на два раза, что позволяло существенно экономить время утром. Разогреть уже приготовленное в несколько раз быстрее, чем варить. Правда, большая часть круп и сухое молоко, у нас осталась неиспользованной. В 23-00, надев термобельё и флиски, легли спать.

 

Дневной пробег 26 км

ССД 7 км/ч

Каменистая дорога — 26 км

 

Движение по Немецкой дороге после ночёвки началось с переправы через довольно широкий ручей.

 

Скоро дорога из песчаной превратилась в настоящую профилированную дорогу, выложенную из камня.

 

Но строили её всё же не для велосипедистов…

 

Она также удачно вписана в окружающий ландшафт.

 

Дорога представляет собой чередование относительно приличных и весьма неважных для велосипеда участков.

 

Следы боёв…

 

… и остатки инженерных сооружений.

 

Тундра поражает обилием цветов и красок.

 

Дорога проходит между многочисленных озёр.

 

Красота вокруг неописуемая…

 

Ширина перешейка между двух озёр как раз и составляет ширину дороги.

 

Хорошие участки дороги заканчиваются очень быстро…

 

Иногда приходится идти пешком.

 

В общем-то Немецкая дорога проезжается на любом велосипеде. А вот автомобиль должен быть специально подготовлен. Пару раз мы встречали машины, которые возвращались назад из-за сложности препятствий на пути. Наши земляки, в отличие от нас, для преодоления Немецкой дороги выбрали Лендкрузеры и Патролы.

 

Встреча с Алексеем и Иваном. С последним нам предстоит через несколько дней встретиться ещё раз.

 

Совместное фото с Алексеем. Лёша, ещё раз хочу поблагодарить тебя за всё, что ты для нас сделал!

 

Погода постепенно ухудшалась, хотя солнце и так нас не баловало в этот день.

 

Когда-то здесь был мостик.

 

Весна в 2017 году была поздняя. Поэтому даже в конце июля кое-где еще не растаял снег.

 

Или туман опускается, или мы поднимаемся к облакам…

 

Некоторые мосты на Немецкой дороге разрушены полностью.

 

К вечеру окружающие пейзажи напоминали компьютерную игру Myst.

 

Видимость не превышала 30-40 м.

 

 

 

24 июля 2017
В 8 утра всё вокруг было в тумане и накрапывал мелкий дождик. Решили спать дальше. Через пару часов погода немного улучшилась. Туман рассеялся, дождь закончился, хотя было по-прежнему холодно. Мы с удивлением обнаружили, что стоим в пятидесяти метрах от берега небольшого озерца и за водой можно было бы сходить к нему. Но из-за тумана мы даже не подозревали о его существовании. Пока позавтракали и собрали вещи, совсем распогодилось. Двинулись в путь, свернув влево, на дорогу, которая забирала в горку. Но какие-то сомнения одолевали нас. Мы еще вчера были несколько озадачены тем, что по пройденному расстоянию Немецкая дорога получалась короче, чем она была. Сверились с треком, и выяснилось, что до дороги на Средний — Титовку мы не доехали примерно 5 км. Поэтому мы вернулись назад к развилке и поехали направо. Дорога выровнялась, камней стало меньше, ехать легче. Через полчаса мы выскочили на ту самую дорогу, которая ведёт на Средний и Рыбачий, и снова повернули налево. Через полсотни метров от поворота оставновились передохнуть и попить воды. Со стороны Титовки едут УАЗ-«буханка», а за ней огромный КРАЗ с кунгом. Водитель «буханки» интересуется, откуда мы, куда путь держим, всё ли у нас нормально, и не нужна ли нам помощь. Услышав ответы, предлагает нас добросить до музея на другой стороне перевала Мустатунтури. Мы с радостью соглашаемся. Грузим в кунг велосипеды и залезаем сами. Узнаём у сидящих в кунге людей, что это сотрудники МЧС из Мурманска едут на дежурство на Средний. Мы представили, сколько времени сэкономили, если даже на машине дорога через перевал заняла сорок минут. Уже на Среднем, у памятника перед поворотом на музей прощаемся с МЧС-никами, которые напоследок спрашивают, как нам там живётся в Калининграде, в окружении НАТО, советуют нам держаться и, если что, звать их на помощь. Впервые за несколько дней выглянуло солнце, сразу потеплело, хотя дул довольно приличный ветер. Через пару километров мы свернули на дорогу к музею. То ли из-за поздней весны, то ли из-за дождей, но песчаная дорога в сторону музея представляла собой одну сплошную лужу, из которой кое-где выглядывали островки суши. Мы уже даже не снимали сандалии, потому что переобуваться каждые две минуты не было никакого смысла. Сразу после того того, как потеплело, появились комары, и даже ветер их не особо смущал. Следующие несколько дней мы уже не были в одиночестве даже в самых безлюдных местах — в любой момент дня и ночи (а точнее, всё того же полярного дня) возле нас кто-нибудь да кружил. Или комары, или слепни, или гнус, или все они разом. Репелленты не помогали вовсе. Короткое северное лето, видимо, делает местных кровопийцев совсем не восприимчивыми ко всяким мазям и спреям, рассчитанным на обитателей более южных широт. Пообедали за столиком возле музея, познакомились с его основателем и хранителем, услышали от него, что калининградцев здесь давненько не было, и полезли на хребет Мустатунтури, по гребню которого в войну проходила линия фронта. На хребте до сих пор сохранились окопы, вырытые австрийскими горными егерями, видны ржавые гильзы и валяются остатки колючей проволоки. Вернувшись обратно, двинули дальше — впереди нас ждал Рыбачий. Дороги Среднего не в пример лучше Немецкой дороги хотя бы потому, что нет таких утомительных подъёмов и спусков. Но огромное количество луж сильно замедляло темп движения. Кроме этого стали появляться участки, когда дорога представляла собой насыпь из крупной гальки. Такие галечные участки, протяжённостью по полтора-два километра, не дают ехать быстрее 5-6 км в час. Следует признать, что мы рассчитывали двигаться с гораздо большей скоростью. Читая отчёты о велопоходах по Среднему и Рыбачьему, мы ориентировались на дневные пробеги в 60-70 км. Но реальность оказалась куда как прозаичнее. Такие расстояния преодолеть можно, но чистое время движения при этом будет приближаться к 6-8 часам. Остановки на отдых, приём пищи, фотографирование и пр. значительно увеличивают время в пути, и здесь приходится выбирать между чистым туризмом и спортом. В общем, быстро ехать у нас не получалось, как бы мы того не хотели. Поэтому, вместо запланированной ночёвки на западном берегу Рыбачьего, в 22-30 мы встали лагерем ещё на Среднем, в урочище Пуманки. Место это довольно примечательное, поскольку представляет собой участок,  покрытый пусть и невысокими, но деревьями, и настоящей высокой травой. Мы нашли ровную площадку, укрытую со всех сторон от ветра, неподалёку от разрушенного деревянного моста через реку Выкат. Спать легли уже в час ночи.

 

Дневной пробег 46 км

ССД 8,5 км/ч

Грунтовка качества от среднего до плохого 46 км

 

По готовился завтрак, погода немного улучшилась.

 

За перевалом, на полуострове Средний, уже вовсю сияло солнце.

 

Мотовский залив.

 

Дороги и лужи полуострова Средний…

 

Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий.

 

В память о погибших защитниках Среднего и Рыбачьего любой может позвонить в колокол.

 

Вид на полуостров Средний с хребта Мустатунтури.

 

Памятный знак в честь красноармейцев, погибших при штурме хребта.

 

Остатки окопов австрийских горных егерей на вершине хребта Мустатунтури.

 

Остатки колючей проволоки вдоль окопов.

 

Количество старых боеприпасов поразило даже нас, калининградцев, привычных к военному железу.

 

Бывшая огневая точка.

 

За пару дней до нас вокруг Среднего проводился веломарафон, и часть пути мы ехали, ориентируясь на оставшиеся указатели.

 

Во многих местах ручьи текут прямо по дороге, образуя лужи протяжённостью в несколько десятков метров.

 

На отдельных участках уклоны дороги не позволяют ехать, и велосипед приходится буквально втаскивать вверх.

 

Скорость передвижения по такой дороге на велосипеде не превышает скорости пешехода.

 

Такие галечные поля, через которые проходит дорога, могут тянуться по нескольку сотен метров.

 

 

Справа видна губа Малая Волоковая.

 

Самые противные участи — вброд не пройдёшь, а обойти посуху получается не всегда.

 

Памятный знак нашим военным лётчикам в урочище Пуманки.

 

 

 

25 июля 2017
Проснулись в начале десятого. Светит солнце, но и ветерок чувствуется. Со стоянки выехали в 11. Через 8 км добрались до перешейка между Средним и Рыбачьим, свернули влево, и еще через 2,5 км опять взяли влево. Наш путь лежит по западному берегу Рыбачьего, по часовой стрелке. Дороги Рыбачьего хуже дорог Среднего. Местами даже хуже Немецкой дороги. Крупные камни, крупная галька, по которой в принципе ехать одно мучение, плюс к этому снова начались подъёмы и спуски, а многочисленные лужи так и не закончились. Спуски при этом не лучше подъёмов, потому что разогнаться на них не получается из-за тряски, приходится почти всегда спускаться «на тормозах». При этом буквально чувствуешь, как «горят» колодки. Все трудности и невзгоды компенсируются потрясающими видами! Слева в лучах солнца синеют воды Баренцева моря, справа радуют глаз разнообразием цвета тундра. Деревьев нет. Вернее, они есть, но ростом не больше полуметра. Вокруг множество цветов. Обилию красок позавидуют любые тропики. На траверсе Кийских островов есть два замечательных песчаных пляжа, разделённых небольшим мыском. Одним из них мы воспользовались, чтобы искупаться в Баренцевом море. Днём было даже жарко. Последние 6 километров до маяка на мысе Немецкий мы едем прямо по тундре. Дороги нет, видны лишь старые следы вездехода. До сих пор на Рыбачьем мы не видели практически никаких признаков жизни. Развалины каких-то строений попадались нам несколько раз. Здесь же, на крайней северной точке Рыбачьего есть маяк, который обслуживают люди, неподалеку воинская часть и метеостанция. В одном месте нас остановил молоденький солдатик и сообщил, что дальше проезда нет, т.к. территория принадлежит министерству обороны. Пришлось объезжать эту территорию. Лагерь поставили на восточном берегу Вайда-губы, недалеко от устья ручья, впадающего в неё. К сожалению, из-за кустарника подойти к ручью не удалось. Хорошо, что у нас была с собой вода для готовки. Вечером существенно похолодало, но зато был потрясающий закат. Спать легли уже в 00-30.

 

Дневной пробег 44 км

ССД 7,5 км/ч

Грунтовка качества от среднего до очень плохого 38 км

Бездорожье 6 км

 

Такие преграды лучше преодолевать в сандалиях, чтобы каждый раз не переобуваться.

 

И снова галечные поля…

 

… и нескончаемые лужи…

 

Поворот на полуостров Рыбачий.

 

Галечные участки на Рыбачьем тянутся по нескольку километров…

 

… и мы понимаем, что дороги Рыбачьего ничем не лучше дорог Среднего…

 

Отдых с комфортом.

 

Пляж на западном берегу полуострова Рыбачий. Вдалеке видны Кийские острова.

 

Купание в отлив в Баренцевом море очень напоминает такую же процедуру в нашей Балтике.

 

Песок на пляже довольно плотный, можно ехать даже на гружённом велосипеде.

 

полуостров Рыбачий

Из-за постоянных бродов сандалии высохнуть даже не успевают.

 

Несколько километров мы ехали прямо через тундру, ориентируясь на следы вездеходов.

 

полуостров Рыбачий

Если не обращать внимание на карликовые берёзки и ивы, окружающий ландшафт вполне может сойти за каньоны Колорадо.

 

мыс Немецкий

Маяк на мысе Немецкий, самой северной точке материковой части европейской России.

 

 

 

26 июля 2017
Проснулись в 9-30. Утро встретило нас туманом, который рассеялся лишь к часу дня. На мыс Кекурский решили не ехать, так как всё равно в тумане мы бы его не увидели. Посовещавшись, решили сократить маршрут и возвращаться на Средний. По таким дорогам и с такой средней скоростью нам понадобилось бы ещё как минимум три ночёвки на Рыбачьем. Кроме того, участок вдоль южного берега Рыбачьего, по отзывам, самый сложный. Поэтому взяли курс на юг. От Вайда-губы до двух пляжей на западном берегу Рыбачьего, где мы вчера купались, идёт неплохая по здешним меркам грунтовка. Ею пользуются военные, и, возможно, следят за её состоянием. Так что временами удавалось ехать даже со скоростью 18-20 км/ч. А потом мы повернули налево и возвращались по той же дороге, по которой вчера ехали к маяку на мысе Немецкий. Те же лужи и та же галька. Скорость опять упала временами до 5-6 км/ч. В 16-30 доехали до перешейка между Рыбачьим и Средним и повернули налево, чтобы объехать Средний по восточному берегу. Здесь грунтовка довольно приличная, хотя и ухабистая. Но ехать по ней можно довольно резво. В 18-00 подъехали к памятнику перед перевалом Мустатунтури. Думали заночевать где-то поблизости, но потом решили доехать до Титовки. Перевал взяли на удивление споро, несмотря на убитую вдрызг дорогу. Но от Пьяного ручья начались довольно сложные подъёмы, отнимавшие много сил. В итоге в Титовке мы оказались лишь в 23-30. Заселились в гостиницу, помылись, поужинали в кафе. Спать легли в час ночи.

 

Дневной пробег 75 км

ССД 9 км/ч

Асфальт 1,5 км

Грунтовка качества от среднего до очень плохого 73,5 км

 

Сворачиваем лагерь. Туман и довольно прохладно.

 

Вдали видны пляжи напротив Кийских островов.

 

Памятник на месте так называемой «литературной землянки». Именно в ней была написана песня «Прощайте, скалистые горы…».

 

За время войны в землянке побывали многие известные советские писатели и поэты.

 

полуостров Средний

Дорога вдоль восточного берега полуострова Средний.

 

Не всем транспортным средствам удалось преодолеть перевал Мустатунтури.

 

хребет Мустатунтури Mustatunturi

На вершине перевала стоит памятный знак. В обе стороны дорога идёт вниз.

 

Беседка у Пьяного ручья. Именно здесь, по традиции, «накатывали» те, кому предстояло преодолеть перевал Мустатунтури.

 

Мир очень мал. Неожиданная встреча с Иваном в кафе в Титовке.

 

27 июля 2017
Утренний осмотр велосипедов нас огорчил. Снова проблемы с задним колесом у руководителя — лопнула спица и приличная восьмёрка. У второго участника заднее колесо также не в лучшем положении, хотя спицы все ещё целые. Принимаем решение возвращаться в Мурманск по трассе «Кола», а не по грунтовке через Нял и Пяйве. Стартуем от гостиницы в в 11-00. Буквально сразу же начинается затяжной подъём длиной 9 км. Таких подъёмов на участке Титовка — Мурманск будет много. И уклоны на них до 9%. После вчерашнего дня даются они нам нелегко. Периодически приходится слезать с велосипеда и катить его рядом. Потеряли время на замену пробитой покрышки. На улице жарко. Мажемся солнцезащитным кремом. Одолевают слепни. По дороге заехали в Долину Славы. Помимо этого комплекса вдоль трассы встречаются одиночные памятники и мемориалы. Радует, что все они в нормальном состоянии, видно, что за ними ухаживают. Решаем встать на ночлег пораньше. Выбираем место прямо на берегу реки Ура метрах в пятидесяти от трассы, но за кустарником, не доезжая полутора километров до поворота на Видяево. Одна из самых лучших ночевок за маршрут. Помылись в озере. Никуда не спешили, первый раз развели небольшой костерок и за неспешными разговорами обсудили наше житьё-бытьё. Правда, комаров было очень много. Здесь уже ловит Билайн и Теле2, есть устойчивый интернет.

 

Дневной пробег 55 км/ч

ССД 14 км/ч

Асфальт 55 км

 

Веломеханик за починкой колеса. Накомарник реально спасает от туч комаров, слепней и мошкары.

 

В 1941-1944 годах здесь проходила линия фронта.

 

Мемориальный комплекс «Долина Славы».

 

Комок в горле…

 

Последняя ночёвка на маршруте. Тепло, но масса комаров.

 

 

 

28 июля 2017
В 14-10 мы добрались до нашего автомобиля. Самый лёгкий участок маршрута. Один затяжной подъём перед Абрам-мысом. А дальше почти всегда с горы. Помыли велосипеды на автомойке, помылись сами в гостинице, где ночевали перед началом маршрута, пообедали в кафе и в 17-00 выехали в сторону дома. Маршрут окончен!

 

Дневной пробег 46 км

ССД 14,5 км/ч

Асфальт 46 км

 

Мост через Кольский залив.

 

На въезде в Мурманск. Поход окончен!

 

 

 

Итого:
Пройдено – 575 км (по велокомпьютеру)
Средняя скорость движения примерно 10,6 км/ч

 

 

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Пройденный маршрут очень познавателен с историко-культурной точки зрения. От участников требуется хорошая физическая форма.

Можно рекомендовать прохождение маршрута со стартом в Мурманске и финишем в Киркенесе. В этом случае тот набор продуктов, который требуется группе для автономного похода на участке Титовка — п-ов Средний — п-ов Рыбачий — Немецкая дорога — Печенга, будет израсходован, а на оставшейся часть пути есть возможность пополнения запасов в торговых точках Печенги, Заполярного и Никеля.

Покрытие сотовой связи по маршруту есть не везде. Особенно плохо со связью на Немецкой дороге, Среднем и Рыбачьем. Рекомендуем использовать сим-карты оператора «Мегафон», поскольку у него самая большая зона покрытия в тех краях. При этом, находясь на территории России, нужно следить, чтобы случайно не оказаться в роуминге Норвегии. В связи с неустойчивостью приёма сигнала использование интернета на Среднем и Рыбачьем весьма проблематично.

В связи с наличием большого количества кровососущих в летний период настоятельно рекомендуется использование накомарника, поскольку репелленты помогают слабо.

Рекомендуем крайне тщательно отнестись к подготовке велосипедов к походу. Особенное внимание уделить багажникам, ободам, спицам и покрышкам (предпочтительны широкие покрышки с «тракторным» профилем). При выборе между весом оборудования или его прочностью лучше пожертвовать весом. Нужно учитывать, что большое количество водных преград, песка и постоянные спуски «на тормозах» на каменистых дорогах и тропах приводят к тому, что тормозные колодки стираются чуть ли не за один ходовой день.

Настоятельно рекомендуем использовать передний багажник и сумки, в которые можно сложить часть груза для лучшей развесовки. Это, с одной стороны, уменьшит нагрузку на заднее колесо, с другой — позволит избежать заноса велосипеда при частых резких торможениях на спусках.

Возможность приобрести какое-либо туристическое оборудование в случае его выхода из строя есть только в магазинах Мурманска. Это же относится и к запасным частям к велосипеду.

Для посещения Лиинахамари нужно заранее оформлять пропуск в ФСБ. Время оформления — минимум месяц. Наличие российского паспорта необходимо для проезда через пункт досмотра в Титовке. Заграничный паспорт и виза нужны для въезда в Норвегию. Кроме того, при въезде в Норвегию нужно соблюдать таможенные и ветеринарно-санитарные требования.

Переправа через реку Печенга возможна лишь в низкую воду. Поэтому, чтобы не терять время в ожидании отлива, полезно посмотреть заранее график приливов и отливов для Кольского полуострова на время похода.

Кроме того, осложнить попадание на Немецкую дорогу может и наличие военного полигона, расположенного рядом с Печенгой. Поэтому нужно быть готовым к тому, что придётся какое-то время подождать пока не закончаться стрельбы. Мы заранее запланировали переходить реку в ночной отлив, благо в это время года ночью светло. К этому моменту стрельбы уже закончились и мы беспрепятственно смогли пересечь полигон, хотя днём проезд через него был закрыт.

Проезд в Заполярный со стороны Кольской СГС через комбинат закрыт, хотя никаких предупреждающих знаков по дороге нет. Поэтому после посещения скважины нужно вернуться чуть назад в сторону Никеля и повернуть направо, на трассу «Кола», и уже по ней ехать в Заполярный.

 

 

Дополнительные сведения

 

Перечень общественного снаряжения

Наименование Вес (кг)
Палатка 2,4
Горелка мультитопливная 0,4
Газ для горелки 0,45
Бензин «калоша» 1
Котелок 2,5 л 0,35
Котелок 1,2 л 0,3
Ведро резиновое скаладное 0,3
Ремнабор 3,5
Аптечка 0,6
Фотоаппарат 2,5
Видеокамера 0,8
Навигатор «Гармин» с батарейками 0,3
Итого: 12,9

 

 

Состав медицинской аптечки

В поход была взята аптечка со стандартным набором для автономных походов. Никаких специальных препаратов для данной территории не требуется. Разве что обязателен солнцезащитный крем.

Воспользоваться аптечкой в походе не пришлось.

 

 

Перечень запасных частей и инструментов

Насос ручной

Велоаптечка

Монтажки

Эксцентрик колеса — 2 шт.

Покрышка (26′)

Покрышка (28′)

Спицы

Ключ спицевой

Ключ конусный

Ось втулки с конусами

Фрагмент цепи

Выжимка цепи

Замок для цепи

Ключ педальный

Съемник шатунов

Съемник каретки

Съемник кассеты

Тросики (тормозной и переключателя)

Камера (26′) – 2 шт.

Камера (28′) – 2 шт.

Тормозные колодки — 8 пар

Ключ газовый

 

 

Перечень поломок

Все поломки произошли с велосипедом руководителя похода.

На участке Никель — Кольская сверхглубокая — Заполярный на заднем колесе лопнула одна спица и разболтались ещё несколько. Пришлось потратить целый день на поездку в Мурманск для того, чтобы переспицевать весь обод.

Даже после переспицовки (выполненной мастером в сервисе весьма некачественно) обод с трудом выдержал переход по Немецкой дороге и полуостровам Средний и Рыбачий. При осмотре велосипеда перед выездом из Титовки снова обнаружилась лопнувшая спица на заднем колесе. В связи с этим было принято решение возвращаться в Мурманск по асфальту.

Через несколько километров после выезда из Титовки случился прокол.

Спицы на заднем колесе второго участника похода выдержали, хотя их периодически приходилось подтягивать. К концу похода оба велосипеда имели приличные восьмёрки на задних колёсах.

 

 

Навигация в походе

Для навигации и записи трека использовался автономный велонавигатор Garnin Etrex 20. Батареек хватало чуть больше, чем на ходовой день. Чтобы случайно не прервалась запись трека, батарейки менялись каждое утро, даже если уровень заряда ещё позволял их использовать.

Кроме того, для общей ориентации на местности были распечатаны отдельные листы генштабовских топокарт масштаба 1:100000.

 

 

Питание в походе

Меню было составлено на 12 дней, раскладка также рассчитана на 12 полных ходовых дней. Все продукты, кроме хлеба, были закуплены ещё в Калининграде. Мы отказались от мясных консервов, насушив вместо этого мяса. В связи с тем, что пищевые пристрастия участников были очень близки, проблем с питанием не было. Можно добавить, что предварительную раскладку можно было бы сократить, поскольку всё же несколько раз нам удалось поесть в общепите, а также посетить магазин в Печенге перед выдвижением на автономный участок маршрута. Ассортимент магазинов в Мурманске, Никеле и Заполярном совершенно стандартный для любого российского города. В них можно приобрести практически все необходимые для похода продукты. Магазины в Печенге и Лиинахамари широким ассортиментом похвастать не могут. Даже хлеб в них после обеда уже может отсутствовать.

Специально воду с собой мы не брали, т.к везде по маршруту имеется множество ручьёв, рек и озёр.

Заведения общепита на маршруте имеются в Никеле, Заполярном и Титовке.

 

 

 

Затраты на поход

Шенгенские визы и зелёная карта на автомобиль у участников похода уже имелись. Затраты на заброску в Мурманск и обратную дорогу отнести к общим затратам нельзя, т.к. по дороге мы запланировали посещение многочисленных достопримечательностей и нескольких городов. Если откинуть расходы, связанные с этим, то затраты на дорогу составят лишь стоимость топлива и питания в дороге.

Стоимость билетов на автобус Мурманск — Киркенес составила 1800 руб/чел. вместе с велосипедом.

Стоимость продуктов, включая мясо для сушки, составила примерно 1400 руб.

Стоимость двухместного номера в гостинице «Печенга» (Заполярный) — 3000 руб.

Стоимость двухместного номера в Титовке — 1200 руб.

 

 

Полный вариант данного отчёта в формате .pdf можно скачать здесь.

 

 

Маршрутная книжка

 

 

(Примечание: Формально этот велопоход зачтён как 1 к.с., хотя в реальности пройденный нами маршрут тянет скорее на 3 к.с. Так что этот факт нужно учитывать при планировании маршрута.)

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика