Про Иран

4-15-2017 в Иран

Про Иран

После возвращения из Ирана меня пригласили на наше калининградское радио, чтобы я поделился своими впечатлениями от поездки. Полчаса в эфире пролетели незаметно, и о самом путешествии рассказать практически ничего не удалось.

 

 

 

 

 

Туризм под санкциями:

Как калининградец три недели колесил по Ирану на велосипеде

 

О том, что его удивило больше всего, наш земляк Константин Карчевский рассказал в эфире радио «КП»

Путешествие Константина началось, конечно, не с велосипеда. Из Калининграда в Москву он летел на самолете, из Москвы в Тегеран — тоже, и даже из Тегерана в Шираз Карчевский решил лететь, а не ехать. Иначе было просто не уложиться в отпуск. Из Шираза до Язда и до Исфахана калининградец ехал уже на велосипеде.

О своих впечатлениях Константин Карчевский рассказал в программе «Только у нас» на радио «Комсомольская правда»- Калининград».

 

 

 

«Это почти Европа»

По впечатлениям Константина, Иран – одна из самых спокойных стран на Ближнем Востоке.

— Там чисто и без посторонних запахов, — говорит Карчевский. — Конечно, на рынках все, как везде, но все равно не найдешь тяжелых удушающих запахов, как в каком-нибудь Таиланде, Марокко или Индии. Наверное, странную вещь скажу, но первое, что бросается в глаза – Иран очень похож на обычную европейскую страну.

Несмотря на всю «европейскость», иранцы, по словам Константина, довольно наплевательски относятся к своей истории, древностям и культурному наследию.

 

wx1080-4

Голубиная башня в Исфахане.

 

— Чтобы сделать музей, в Иране достаточно обнести забором какой-нибудь старый дом, посадить дядьку, знающего пару слов на английском, и он будет продавать билеты, — говорит наш земляк. — В Тегеран я, кстати, специально не поехал, потому что, по отзывам многочисленных путешественников, делать там особо нечего. Да, это большой мегаполис с населением около 9 миллионов человек, но какого-либо цельного исторического квартала там нет, а достопримечательности так разбросаны по городу, что от одной до другой нужно добираться чуть ли не по 3 километра.

 

 

 

Санкционка в любом кафе

Под экономическими санкциями Иран живет больше 40 лет, поэтому страна уже давно сумела перестроить свою экономику. Несмотря на то, что Константину не удалось встретить за время своего путешествия ни одного «Макдоналдса«, некоторые продукты транснациональных корпораций в Иране можно найти без труда.

— «Кока-кола«, «Фанта», «Миринда«, «Севен ап» и прочие популярные напитки там есть, — уверяет Карчевский. — Иранцы довольно активно все это дело употребляют. Если вы сядете где-то пообедать, вам обязательно принесут к заказанному блюду бутылку «Кока-колы». Чай, несмотря на его распространенность, у них не пьют там, где едят, а вот газировку – пожалуйста. Есть еще один кисломолочный напиток под названием дук (что-то наподобие айрана, но с ароматом мяты – Ред.) — его я очень полюбил, такого нет у нас, к сожалению. Что касается «Кока-колы», то, как я понял из разговоров с местными, иранцы национализировали заводы, принадлежавшие этой корпорации, и продолжают выпускать напитки уже для местного рынка.

 

wx1080_2 Иран мавзолей Шах-е Чераг

Шираз. Мавзолей Шах-е Чераг.

 

По мнению Карчевского, иранцы вовсе не страдают от экономических ограничений. В магазинах продукция, в основном, местного производства. Самая бросающаяся в глаза модель автомобиля – «Пежо-405», которая в Иране называется «Парс». Единственное, что заставило Константина страдать во время путешествия – это иранская кухня.

— Вдоль дорог, кроме кебаба с фаршем внутри и риса, ничего не найдешь, — вздыхает он. — В ресторанах там тоже кебабы предлагают, поэтому уже на третий день мне стало плохо.

 

 

 

«Уважайте традиции нашей страны»

Каким бы европейским ни казался Иран, но все-таки восточный колорит там присутствует в полной мере.

— В тех трех крупных городах, которые я посетил, не увидел ни одной женщины без платка, — вспоминает калининградец. — При этом, платок может быть сдвинут на затылок, но он все равно будет. Также не видел там девушек в юбках и с открытыми руками. Туристки, кстати, должны точно так же носить хиджаб, как и все остальные. Тем не менее, мужчины там не бородатые и даже не усатые. Там есть, конечно, представители сильного пола с растительностью на лице, но они не бросаются в глаза, как в той же Индии, где все мужчины ходят с усами. Нечасто встречаются и люди в одеяниях священников. Они настолько редки (носят они обычно черную, зеленую или белую чалму и длинный халат), что на них непроизвольно обращаешь внимание.

К слову, выход на улицу в платке – это, конечно, не дань моде. По словам Константина, повсюду в городах висят информационные таблички с предупреждениями: «Уважайте традиции нашей страны». Если вдруг задумаешь эти традиции нарушить, тобой уже займется полицейский патруль. Вероятно, поэтому Иран и не считается популярным туристическим направлением. Хотя гостей там очень любят.

 

wx1080 Иран

Местные жители, особенно в провинции, радушны и гостеприимны.

 

— Туристов очень мало, и с ними все стараются сделать фотографию, поговорить, пожать руку, порасспрашивать. При этом, в отличие от восточных стран с развитой туристической отраслью, люди там уважают и себя, и гостя — навязываться они не будут. Нет там и так называемых «помогал», нет продавцов, старающихся обмануть и выманить деньги под любым предлогом, — говорит Константин.

 

 

 

Стрелки на потолке

Во время поездки Константина поразило количество мечетей в стране:

— Когда едешь по любой дороге, довольно часто встречаются указатели с нарисованной мечетью. Они подсказывают, что через определенное количество километров будет либо сама мечеть, либо молельная комната. При этом, мне не показалось, что все иранцы религиозны настолько, насколько нам говорят в СМИ. Я общался довольно долго с несколькими местными жителями, и они за несколько дней ни разу не сходили в мечеть, хотя, вроде как шииты должны по три раза в день это делать.

Прямого запрета на общение женщин с незнакомцами тоже, как оказалось, нет.

— Женщины сами могут с вами заговорить. Многие иранки, видя, что я турист, расспрашивали обо всем, им было интересно. Однако с чужой женщиной нельзя садиться рядом в автобусе или машине, нельзя трогать ее даже за руку, — предупреждает Константин.

Есть и религиозные особенности, которые накладывают отпечаток на туристическую инфраструктуру.

— В каждой гостинице находится стрелка-указатель, повернутая в сторону Мекки. В каждом гостиничном номере есть стрелка на потолке, чтобы постоялец знал, в какую сторону ему молиться. Также в каждом, даже в самом дешевом, номере есть молитвенный коврик, Коран и глиняный кружок, который шииты кладут на пол и касаются его лбом во время молитвы, — перечисляет Константин.

 

 

 

Организованный хаос

Состояние велосипедной инфраструктуры в Иране, как и следовало ожидать, оказалось неважным, но спокойно передвигаться там все-таки можно.

— Велодорожек между городами, конечно, нет. Мне приходилось ездить по обычным автомобильным дорогам, — вспоминает Константин. — Хорошо, когда справа и слева есть обочина (она обычно метр-полтора), тогда ты можешь ехать, не мешая грузовикам, которых там больше всего. Дело в том, что в Иране не развито железнодорожное сообщение, поэтому основные перевозки внутри страны автомобильные. В городах на велосипедах многие ездят, кое-где даже велодорожки есть, в Исфахане, например, они даже очень хорошие. Жаль, водители постоянно паркуются на них, не обращая внимания на велосипедистов. Также велодорожку могут перекрыть асфальтовой нашлепкой хозяева какого-нибудь стоящего поблизости особняка. Есть в уличном движении и специфика любой другой азиатской страны – хаос. Но вот что удивительно: за все время путешествия я видел только одну аварию, и та была не очень серьезной.

В целом, путешествие обошлось Константину недорого. По его словам, он останавливался в отелях с ценой номера 10-25 долларов за сутки, но чаще всего его звали на ночлег дружелюбные иранцы. На вопрос «зачем стоит ехать в Иран» Константин отвечает философски:

— Хотя бы ради того, чтобы понять – это не та страна, которую нам обычно рисуют. Если честно, у меня даже пелена упала с глаз, когда я там побывал. Но я не могу сказать, что понял Иран. Сделать это за три недели невозможно.

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика