Вокруг Куршского залива на велосипеде
Идея этой велопоездки появилась лет пять тому назад. Впервые приехав в Ниду на велосипедах и покатавшись по литовской части Куршской косы, захотелось осмотреть и восточный (материковый) берег Куршского залива. Первоначально я планировал переправиться на экскурсионном судне из Ниды в Минге (Минию) или Русне, и уже оттуда на велосипедах доехать до Советска.
Как это часто бывает, планы меняются, но мечты всё же сбываются!
Итак, мы едем вдвоем с сыном, и в нашем распоряжении всего три дня и две ночи. Было решено, доехав из Калининграда до Зеленоградска на самой первой электричке, своим ходом добраться до Ниды, заночевать там в кемпинге, затем доехать до Клайпеды, осмотреть город и двинуть на юг в сторону мыса Вянте, по дороге заночевав в кемпинге в Свенцеле. За третий день планировалось посмотреть маяк на мысе Вянте, затем доехать до деревни Минге (собственно, именно эту деревню, называемую «литовской Венецией», и хотелось больше всего увидеть), и через Шилуте добраться до деревни Русне, а затем вдоль Немана доехать до Панямуне. Ну а там уже и до Советска рукой подать.
Первый день (27 июня 2016)
Из Зеленоградска до Ниды доехали за 3,5 часа чистого хода, пройдя обе границы минут за 20. Несмотря на то, что два раза пришлось менять камеру на моем велосипеде, в начале первого (по калининградскому времени) мы были уже у информационного центра в Ниде. Так как впереди было еще полдня, появилась мысль заночевать не в Ниде, а где-нибудь возле Юодкранте. Но увы, нам было сказано, что палатку на Куршской косе разрешено ставить лишь в одном месте — в «Нидос кемпингас». Конечно, можно было бы рискнуть и поехать дальше, пытаясь вписаться у кого-нибудь на участке возле дома. Но при неблагоприятном раскладе нам бы пришлось доехать до Клайпеды (а это ещё 55 км) и ночевать где-нибудь в лесу, или же ехать в сторону Паланги до ближайшего кемпинга (что совсем уж не входило в наши планы). Поэтому остановились в кемпинге в Ниде.
Пару слов об этом кемпинге. Находится он на въезде в Ниду с юга. Территория довольно большая (я видел как минимум 98 порядковый номер стояночного места для кемперов). Есть даже теннисный корт. Туалеты и душевые чистые, просторные, с мылом, салфетками и туалетной бумагой. Есть кухня и ресторан (цены, правда, не самые дешёвые для Ниды). Много столиков со скамейками для приёма пищи, по всей территории распределены электроящики, куда можно подключить удлинитель (если поставить палатку рядом с таким ящиком, то телефон можно заряжать и без удлинителя).
Что посмотреть по дороге в Ниду
Российская часть Куршской косы менее обустроена, нежели литовская, поэтому велосипедистам приходится ехать по обочине единственной автомобильной дороги. Для осмотра большинства достопримечательностей не нужно сильно отклоняться в стороны (максимум полкилометра). Итак, по мере удаления от Зеленоградска, вам встретятся:
- посёлок Лесной;
- музей Куршской косы, расположенный в самом узком её месте;
- орнитологическая станция «Фрингилла»;
- высота Мюллера со смотровой площадкой;
- посёлок Рыбачий (и последняя возможность сделать закупки в магазине за рубли);
- Танцующий лес;
- посёлок Морской (и последняя возможность поесть за рубли);
- дюна Эфа;
- море слева по движению на разном удалении от дороги, белый песок, не очень много (а местами и полное отсутствие) народа на пляже.
Второй день (28 июня 2016)
После легкого завтрака в 9 утра выдвинулись в сторону Клайпеды. По дороге никуда не заезжали, так как все посёлки на литовской стороне Куршской косы уже многократно посещены и осмотрены. В начале первого были на пароме, и через четверть часа уже ехали в сторону старого города Клайпеды. Небольшая обзорная экскурсия по центру (очень много улиц с брусчаткой, так что особо и не насладишься поездкой), и мы возвращаемся на Минийос гатве (перекрёсток с Варненю гатве), где недорого, но вкусно обедаем в ресторане «Ridikai», после чего по этой же улице движемся дальше на юг, в сторону мыса Вянте.
В этой поездке я впервые использовал в качестве прокладчика маршрута приложение maps.me, основанное на openstreet maps. В последней версии приложения появилась возможность прокладки маршрута для велосипеда. Приложение реально работает и маршрут прокладывает. При этом маршрут для опции «велосипед» отличается от автомобильного маршрута. Увидеть разницу между пешеходным и велосипедным маршрутом на одном и том же участке мне не удалось (маршрут для велосипеда ничем не отличался от пешеходного), но, допускаю, что для каких-то территорий эта разница имеется. В общем, приложение maps.me я могу порекомендовать к использованию, тем более что работает оно в офф-лайн режиме (нужно предварительно скачать карты той территории, по которой вы будете перемещаться), что очень удобно. Помимо велодорожек (или, точнее, велопроезжаемых дорог), приложение показывает различные POI вдоль маршрута (кафе, рестораны, почты, аптеки, памятники архитектуры и пр.), т.е. мало чем отличается от обычного навигатора.
Сравнив два маршрута (автомобильный и велосипедный), мы выбрали велосипедный, который был короче на 6 км. Он проходил вдоль канала короля Вильгельма, по гравийной дороге весьма посредственного качества. Полтора десятка километров по этой дороге так вымотали нас, что в следующий раз я плюнул бы на эти 6 км и поехал бы по асфальту. Единственным удовольствием было искупаться в канале.
Возле деревни Древерна мы наконец-то выехали на нормальную дорогу, а еще через полчаса подъезжали к следующему месту нашего ночлега — кемпингу в Свенцеле (Svencele). Кемпинг заточен под любителей кайтинга, посему (в отличии от кемпинга в Ниде, где подавляющее число туристов это вездесущие немцы) большинство тутошнего народа это литовцы. Кемпинг меньше, проще, «молодёжнее» и дешевле. Кроме нас была лишь одна палатка с немцем-байдарочником, все остальные жили либо в кемперах, либо в домиках, которые имеются в кемпинге. Поесть в ближайшей доступной для велосипедистов округе можно лишь в самом кемпинге (меню маленькое: гамбургеры, салаты, паста; цены от 4 до 8 евро за порцию).
Третий день (29 июня2016)
В этот день мы должны были проехать больше 100 км, поэтому выехали из кемпинга в 8 утра. Сразу на выезде из деревни Свенцеле асфальт закончился и началась гравийка, чуть лучшего качества, чем в предыдущий день, но тоже весьма паршивая.
Примерно через 12 километров мы въехали на асфальт в деревне Кинтай, а спустя полчаса мы уже подъезжали к маяку на мысе Вянте.
В самой деревне Вянте, прямо на берегу Куршского залива, имеется кемпинг. Кроме того, я видел рекламный щит, зазывающий в какую-то усадьбу, и среди услуг была указана возможность установки палаток. Так что, при наличии времени и желания, можно переночевать в непосредственной близости от маяка.
Следующим пунктом нашего маршрута была деревня Минге, до которой от маяка ехать 7 км. «Литовская Венеция», сказать по правде, несколько нас разочаровала. Ничего особенного в Минге мы не увидели (у нас в Калининградской области есть похожая деревня в Полесском районе под названием Красное).
В Минге мы договорились с хозяином катера о том, чтобы он отвёз нас к маяку Уостадиварис. Таким образом мы сокращали свой маршрут примерно на 10 км. Ну сам маяк тоже представляет некий интерес.
Пока шли к маяку на катере начался скоротечный ливень. С его последними каплями мы как раз и высадились на безлюдную пристань Уостадвариса.
Забрались на маяк, сделали несколько фото и покатили в Русне.
Пообедали в ресторанчике у остатков старого немецкого моста через приток Немана, имеющего очень санскритское название — Атмата. Расплатившись, помедитировали на его террасе еще полчасика и двинули в Шилуте. На въезде в Шилуте в информационном центре раздобыли карты для будущих велопоездок по западной Литве, отправили себе открытку с видами города, прокатились по центральной улице города и, вспомнив местные грунтовые дороги, решили не рисковать и не ехать до Советска вдоль Немана (тем более, что этот вариант был на несколько километров длиннее), а поехать до Пагегяя по 141-й дороге.
Дорога от Шилуте до Пагегяя ничем особенным не примечательна, и, практически не останавливаясь, мы докатились до границы в Панямуне/Советске в начале седьмого вечера. Путешествие окончено!
Добраться из Советска до Калининграда можно несколькими способами:
- на электричке рано утром;
- на проходящих международных автобусах (тут может быть проблема с погрузкой велосипедов) в течении дня;
- на автобусе Советск — Калининград (здесь гарантировать, что велосипед возьмут в автобус, также проблематично);
- на своём автомобиле (наш вариант))
Что посмотреть в Шилуте и окрестностях
- маяк на мысе Вянте;
- деревня Минге/Миния;
- маяк Уостадварис;
- Шилуте;
- деревня Русне;
- мемориал на месте офлаг-53 в Пагегяй.
Общая протяженность маршрута примерно 260 км:
Зеленоградск — Нида — 65 км;
Нида — Клайпеда — Свенцеле — 85 км;
Свенцеле — мыс Вянте — Минге — Уостадварис (на катере) — Русне — Пагегяй — Советск — 101 км.
Грунт — около 25 км.
Расходы:
въезд на Куршскую косу — 225 руб. (взрослый 150 и школьник старше 12 лет 75 руб.);
кемпинг в Ниде — 18 евро;
кемпинг в Свенцеле — 12 евро;
катер Минге — Русне — 15 евро.
Некоторые цены на еду и напитки (на конец июня 2016 года):
- суп — от 2 до 4 евро;
- горячее — от 6 до 15 евро;
- десерт — от 2 до 4 евро;
- эспрессо — от 1 до 1,5 евро;
- квас — от 1,5 до 1,8 евро;
- пиво разливное — от 2 до 4 евро (0,5 л);
- пиво литовское в магазине от 0,65 до 1 евро (0,5 л).
Поесть на двоих (два первых, два горячих, два напитка) в кафе — минимум 20 евро.
Маршрут второго дня с картой и профилем
Маршрут третьего дня с картой и профилем
Здравствуйте.Прочитал с большим интересом.Я живу весьма далеко от Калининграда в известном суровом городе.Давно хочу побывать с велосипедом на Куршской косе.Скажите,а объехать или обойти пункт поборов при въезде на косу никак нельзя ? Или можно ? Какие-нибудь проблемы потом из-за этого возможны ?
Добрый день! Пункт «поборов», как вы выразились, находится при на косу въезде со стороны Зеленоградска. Обойти его, конечно, можно. Вдоль моря, по пляжу. Но насколько для вас критично расставание с полутора сотнями рублей, что вы потащите велосипед через лес и песок?