Перевозка велосипедов по польским железным дорогам

10-26-2013 в Польша

Перевозка велосипедов по польским железным дорогам

В поисках информации о правилах перевозки велосипедов в польских поездах, наткнулся на занимательную и небесполезную статью , которую ниже и выкладываю в собственноручном переводе.

 

 

 

 

Польские антивелосипедные железные дороги: все способы, которыми они усложняют нашу жизнь (и как с ними бороться)

Перевозка велосипеда в поезде

Пользование услугами польских железных дорог для велосипедистов весьма экстремально

С одной стороны, железные дороги регулярно соблазняют велосипедистов акциями: билет за злотый, бесплатная перевозка велосипеда. С другой стороны, участие в этих акциях это поистине экстремальный вид спорта.
Уже сама покупка билета бывает порою нелегкой задачей. И вовсе не из-за очередей к кассам (их можно избежать с помощью Интернета). На некоторые поезда купить билеты у велосипедистов просто нет шансов. Если мы планируем ехать ночью и грезим о спальном месте, то возможно это, к сожалению, без велосипеда (разве что он складывается, о чем будет ниже). Если мы хотим ехать Intercity, на которые билеты резервируются заранее, это также может не удаться — особенно теперь, в сезон отпусков.
Ну, а если вам нужны оправдательные документы за билет на велосипед для работодателя… лучше даже не пробуйте… На Центральном вокзале Варшавы мне для этого понадобился целый час.

2

Переход через пути по земле находится, как правило, на одном из концов станции. Не всегда легально, но обычно удобнее, чем лестницы.

 

 

Перонный альпинизм

После стояния в очереди мы отправляемся на перрон. Тут начинается бег с препятствиями, потому что на дороге у нас наверняка окажутся лестницы. Я не буду описывать, как выглядит поединок с нагруженным багажом велосипедом (весящим 40 — 60 кг), потому что обычно это малопривлекательное зрелище. Немногие способны это сделать.
Еще труднее с велоприцепом, потому что тогда мы вынуждены носить оборудование частями. А это связано с оставлением велосипеда и багажа в прицепе без присмотра по меньшей мере на минуту. Поэтому в велосипедно-железнодорожные экспедиции стоит ездить вдвоём.
К счастью большинство вокзалов оборудовано переходами через пути прямо по земле (поиск этих переходов на станциях облегчает сервис со спутниковыми снимками, например, Google Maps). Однако, обычно это переходы, завешанные запретами и предназначенные исключительно для членов профсоюза железнодорожников. Всё для безопасности (ведь ношение неудобного велосипеда с багажом по заполненным людьми лестницам это безопасно). В дополнение, наземные переходы находятся под пристальным наблюдением охраны железных дорог, у которой для этих случаев заранее запасены штрафы и предписания.

 

 

Прибытие поезда

Самая большая проблема на перроне это поиск велосипедного вагона. Никогда не знаешь, будет он в начале состава, в конце, или, может, где-то в середине. Поэтому не понятно, в какой части перрона ждать поезд.
В половине случает оказывается, что велосипедный вагон в составе есть. Но в ста метрах дальше. А время стоянки поезда минута-две. На старт, внимание, марш! И мы вскакиваем на велосипед: так быстрее. А в жизни, как в песне, поезд «ни кого не ждет». Поэтому хорошо бы уточнить время стоянки поехда перед покупкой билета. А еще лучше садиться на начальной станции, или по крайней мере, на станции в большом городе — там поезд, как правило, стоит дольше.
Также случается, что велосипедного вагона в составе мы не находим, хотя в расписании поезд значится как оборудованный для велосипедов (в последнее время мне регулярно случалось сталкиваться с подобным в поездах InterRegio и Twoich Linii Kolejowych). Тут нас ожидает не только спринт вдоль состава, но и спринт в обратную сторону, до последнего вагона, где, согласно Правилам перевозок, следует в такой ситуации поместить велосипед.

 

 

Вагонный альпинизм

Подножка и двери большинства железнодорожных вагонов находятся на одном уровне — около 110 см. К сожалению, с перронами не всё так шоколадно. На многих мелких станциях перроны имеют высоту едва 25 — 30 см. На больших станциях — от 55 см и до, приблизительно, метра. Из этого следует, что нас ждёт очередная лестница. И такая, которую обойти не удастся. Здесь снова нам потребуется помощь друга, или другого пассажира.

3

Посадка в поезд с низкого перрона требует силы, ловкости и иногда даже помощи третьего лица.

Ну и ещё двери. Банально, но прежде, чем начинать снимать багаж с велосипеда, удостоверьтесь, что они хотя бы открываются.
Недействующие двери к велосипедному отсеку могут быть существенной проблемой для велосипедиста

 

Вагоны. А они точно велопригодны?

После попадания в веловагон, велосипед, теоретически, следует подвесить на специальные вешалки. Я же выступаю решительно против подобной практики.
Во-первых, это вовсе не легко поднять и подвесить велосипед, весящий несколько десятков кило, особенно, когда поезд уже тронулся. Во-вторых, эти вешалки подходят только к некоторым велосипедам с определённым размером колес, и часто просто непригодны для других. В-третьих, те вешалки обучены повреждать обод (особенно, если на крюках нет резиновой защиты), который вовсе не предназначен для подвешивания за него велосипеда, особенно нагруженного багажом.

 

Перевозка велосипеда в поезде

Достаточно подвесить два велосипеда и проход между ними сужается до нескольких сантиметров. Неужели проектировщик не знал размера велосипеда?

 

В-четвертых (и, пожалуй, самое важное) — велосипедные отсеки проектировал кто-то, кто, вероятно, никогда не видел велосипеда. И уж точно не видел нескольких велосипедов сразу. Потому как подвешивание двух велосипедов на вешалках полностью блокирует возможность прохода вдоль состава. Кроме того, большее количество велосипедов помещаются в этом отсеке тогда, когда мы их не вешаем, что наверняка оценят велосипедисты, садящиеся в поезд на следующих станциях.
Когда нет веловагона

Значительная часть поездов не оборудована велосипедными вагонами. Тогда мы оставляем велосипед в конце последнего вагона, или в начале первого, надёжно присобачиваем его к чему-нибудь солидному, и отправляемся в купе.
Заблаговременно узнаём (лучше всего покупая билет), не будет ли в последствии состав разделён. В противном случае может оказаться, что наш последний вагон в определенный моменте перестанет быть последним, и проводник потребует перенести велосипед (что, к примеру, в 4 утра может вас слегка напрячь).А может статься так, что та часть поезда, в которой мы находимся, и вовсе не идёт туда, куда нам нужно, и узнать об этом лучше сразу при посадке.
Немного советов

У велосипедистов имеется огромное количество собственных способов перевозки велосипеда. Пожалуй, наилучшим является приобретение складного велосипеда. Его можно сложить, засунуть в сумку и привычно разместить на багажной полке. Тем самым отпадает куча проблем с велосипедными вагонами, дополнительными билетами и другими развлечениями. Мы настоятельно рекомендуем этот способ частым пользователям железной дороги.
Обычный велосипед тоже можно поместить на багажную полку. Для этого требуется немного силы и ловкости, но порою (когда зад поезда уже заставлен велосипедами) это наилучшее, или даже единственное, решение. Идеально иметь с собой две или три резиновых багажных стропы для привязывания велосипеда (обычно за колеса и вилку) к полке. Неплохой идеей бывает также снятие колес и размещение всего этого на одной полке.
Если мы едем большой группой, эффективным (хоть не очень приятным для остальных пассажиров) способом является оккупация одного туалета для размещения в оном велосипедов. При толике умения туда можно впихнуть 4 велосипеда, которые, при закрытых дверях туалета, будут там в полной безопасности. Это выглядит всё же получше блокирования проходов.
Группы еще больше могут таким образом занять велосипедами целый купейный отсек (необходимо чем-то накрыть сидения, чтобы не запачкать их маслом или грязью). Умелые велосипедисты к одном купе способны разместить несколько велосипедов. Следует, правда, подготовиться к разборкам с проводниками.
А, может, не железная дорога?

Несмотря на все неудобства, железная дорога всё же остаётся лучшим способом перевозки велосипеда (не считая езды на нём). Потому как автобусные перевозчики велосипеды не возят в принципе, а автомобиль… ну что же, кому хочется возвращаться к нему через целое воеводство?
Поэтому унывать не стоит, а каждое путешествие нужно рассматривать как незабываемое приключение, которое позже в подробностях мы будем описывать своим знакомым. Самые яркие моменты путешествия стоит снимать на фото и видео (к тому же, эти устройства действуют весьма успокаивающе на работников железных дорог), а затем этими наблюдениями делиться с железной дорогой. Может быть, благодаря этому когда-нибудь подобные поездки перестанут быть экстремальным спортом.

 

текст и фото: Рафал Мушчинко (Rafał Muszczynko)

 

P.S. А теперь немного собственного опыта.

Не всё так страшно, как описывается в статье. Наши российские электрички куда хуже польских поездов.  Хотя посадка в старый велосипедный вагон и впрямь малоприятное удовольствие из-за узкой двери и тесного извилистого коридора. И если в вагоне едут несколько велосипедистов, то подвешивать байки на крюки смысла не имеет. лучше их ставить друг возле друга. Только нужно заранее приготовиться к высадке и заранее вытащить свои велосипеды из общей кучи.

 

Перевозка велосипеда в поезде

Зато в новых польских электричках для велосипедистов чистый рай…

IMG_4697

Во-первых, удобнее заносить байк. Во-вторых, есть специальные места, где можно или подвесить вел, или просто поставить его так, чтобы он не мешал остальным пассажирам. Но и в этой бочке мёда есть ложка дёгтя: всё это работает, если пассажиров не много. Хотя и в набитой людьми электричке на вас не станут коситься и шипеть вам в след, когда вы будете пробираться со своим железным конём, задевая окружающих.

Перевозка велосипеда в поезде

В новых польских электричках перевозить велосипеды гораздо удобнее

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика