Станчики — мост между прошлым и настоящим
В небольшой польской деревеньке Станчики (Stanczyki, бывшая Staatshausen / Штаатхаузен) находится замечательное сооружение – железнодорожный виадук. Построен он через речушку с поэтичным названием Блендзянка (старое немецкое название её – Блинде — тоже приятно ласкает слух). Несмотря на то, что Блендзянка-Блинде ныне представляет собой невзрачный ручеёк, долина её довольно внушительна и поражает своей шириной, хотя за последние 60 лет она сильно заросла лесом.
Проект строительства моста был разработан в 1908 году.
По проекту мост должен был состоять из двух полотен, северного и южного. Южный мост был построен в 1912-1914 годах. Северный – в 1918 году. Первая мировая война внесла свои коррективы. Было принято решение построить одноколейную дорогу Голдап – Шитткемен – Гумбиннен (ныне Голдап, Житкеймы, Гусев). 1 октября 1927 года дорога была открыта для движения.
Открытие движение по виадуку (фото взято отсюда)
Рельсы были проложены по южному мосту. Через несколько лет по каким-то причинам их перенесли на северный мост, а южный стал использоваться как смотровая площадка.
В день до Гумбиннена ходило три поезда, а по выходным, когда в эти места устремлялись многочисленные любители природы – рыболовы, грибники, лыжники, пускался четвёртый поезд.
Расписания движения поездов на 1941-й год по маршруту Голдап — Веркирхен — Толльминген — Гумбиннен (источник)
Кстати, в расписании почему-то отсутствует остановка в Станчиках — Штаатхаузене.
В 1941 году дорога использовалась для перевозки природного камня из местности Баханово для строительства ставки Гитлера «Вольфшанце» недалеко от Гёрлитца.
В 1945 году дорога была разобрана советскими войсками и отправлена в СССР.
К счастью, сам виадук не был взорван и сохранился до наших дней. С 2004 года мост находится в частной собственности. Взрослый билет для посещения моста стоит 4 злотых. Летом с моста прыгают на резинке.
Внешне мост напоминает римские акведуки. Вообще, немцам трудно отказать в наличие вкуса. Многие вполне утилитарные строения и конструкции сделаны так, что глядя на них испытываешь чувство эстетического удовольствия.
Длина моста 182 м, высота 36,5 м.
Конструкция железобетонная, хотя под частично разрушившимся сейчас внешним слоем бетона северного моста видны деревянные брёвна.
Мост лежит на четырёх опорах и оканчивается в верхней части ажурными перилами.
Северный мост сильно реставрирован, южный ещё можно увидеть в его относительно первоначальном виде.
Виадук хорошо виден на снимках из космоса.
На востоке Калининградской области, возле деревни Токаревка, что в Красном лесу, на этой же самой железнодорожной ветке, которая начиналась в Голдапе, и весьма замысловато проходила через Дубенинген (Дубенинки), Шитткемен (Житкеймы, после онемечивания названий в 1938 году Шитткемен был переименован в Веркирхен / Wehrkirchen) — Толльминген (Чистые Пруды) в Гумбиннен (Гусев) находится ещё один интересный мост, прозванный местными жителями Чёртовым:
Здесь можно почитать об истории железных дорог в Роминтской пуще.
Свежие комментарии